Санкции стали постоянным институтом в отношениях ЕС и РФ, считает доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.
ЕС продлил санкционный режим
Послы государств-членов ЕС продлили на полгода санкции против России, введенные в связи с «дестабилизацией ситуации на Украине». Теперь данный санкционный пакет будет действовать до 15 марта 2021 года.
Санкции Евросоюза против РФ вводились постепенно. В марте 2014 года были свернуты переговоры по партнерству между Москвой и Брюсселем. 6 и 17 марта 2014 года были введены санкции ЕС против российских физических лиц. 29 июля 2014 года были введены секторальные санкции ЕС, а 12 сентября 2014 года они были усилены. Эта политика была скоординирована Евросоюзом с США и НАТО.
Санкционный режим ЕС формально является временным, из-за чего он продлевается каждые полгода. Антироссийская политика согласована на высшем уровне, поэтому сегодняшнее решение европейских послов является техническим.
Периодически в Евросоюзе раздаются призывы о снятии санкций, причем их поддерживает немало европейских политиков, и это иногда размывает европейский консенсус. Из-за этого последний поддерживают различными провокациями.
В качестве поводов выступают события на Украине, в Сирии, шпионские скандалы, а то и постановочные отравления, как в случае со Скрипалями и Навальным. Благодаря такому фону стороны давно свыклись с санкционным режимом.
«Диалог с ЕС по этому вопросу вряд ли возможен. Российское политическое руководство вместе с МИД РФ не один раз утверждало, что санкции являются исключительной инициативой ЕС и Запада, а мы на это просто реагируем», — констатирует Топорнин.
Так появился российский контрсанкционный режим, который в РФ бессрочен и не продлевается. На этот счет имеются ремарки Путина, что он может быть отменен сразу после отмены европейских секторальных санкций в отношении России.
«Просить или как-то договариваться об отмене европейских санкций в нашей стране никто не собирается. Это официальная позиция российского президента, от которой Москва не будет отказываться. На данный вопрос в Москве повлиять не могут, потому что не Россия эти санкции вводила, тут первенство находится за европейскими представителями», — резюмирует Топорнин.
Нет прогресса по Минским соглашениям
В европейских антироссийских санкциях существует четкая привязка. Во-первых, это ситуация в Донбассе и реализация Минских соглашений, где прогресса нет и, судя по всему, не будет, а во-вторых, международный статус Крыма.
Не надо думать, что, если вдруг произойдет невозможное и правительство Украины выполнит свои обязательства по Минским соглашениям, в ЕС не вспомнят о статусе полуострова, который в Брюсселе продолжают считать украинским.
«В Брюсселе говорят, что по мере того, как в Донбассе будет нормализовываться ситуация, с европейской стороны будет ставиться вопрос об отмене антироссийских санкций, но мы видим, что этого не происходит», — заключает Топорнин.
За последние шесть лет в Донбассе даже не сформировалось устойчивого перемирия и имеются проблемы с обменом пленными.
«Позиция России по Минским соглашениям заключается в том, что Москва не является их участником и не может влиять на действия Украины, которая несет ответственность за ситуацию в Донбассе», — констатирует Топорнин.
Точку зрения России не разделяет Германия и Франция, из-за чего по этому вопросу сформировался тупик, когда нет какого-либо продвижения по Минским соглашениям, а в Евросоюзе каждые полгода продлевают санкции.
Отмена антироссийских санкций не просматривается
«В санкциях формально оставляется форточка в виде технического продления на полгода. Эти санкции США носят бессрочный характер и имеют форму федерального закона. В Евросоюзе с этим все несколько иначе», — резюмирует Топорнин.
Для того, чтобы отменить американские санкции против России, нужно изменить соответствующий закон.
Зная американскую практику и известный закон Джексона-Вэника, это, по сути своей, невозможно. Для гарантии сохранения санкций в США создали федеральный закон CAATSA, чтобы Белый дом не имел возможности для маневра по данной части отношений с Россией.
«В Евросоюзе также не все просто. В Брюсселе для отмены санкций и их продления необходимо согласие всех 27 государств. Если какая-то из 27 стран заявит, что она не согласна с таким решением, то его нельзя будет принять», — заключает Топорнин.
Так формируется единая позиция в ЕС, хотя малые государства всегда уступают по таким вопросам. Это видно по риторике премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который много раз говорил, что Будапешт против санкций, но подчиняется воле ЕС.
«Сейчас у России произошло ухудшение отношений по всему европейскому фронту. Они ухудшились даже с Австрией, с которой у нас произошел шпионский скандал. Их вообще в Евросоюзе произошла целая серия», — констатирует Топорнин.
Сегодня, как отмечает эксперт, для России нет позитивных точек на карте европейской дипломатии.
«Мы можем рассчитывать только на то, что кто-то когда-то где-то скажет об аудите санкционного механизма, но пока условий для такого решения в Евросоюзе не просматривается», — резюмирует Топорнин.
Санкции превратились в константу двусторонних отношений РФ и ЕС, а их срочный характер подтверждает бытовое наблюдение, что в мире нет ничего более постоянного, чем то, что формально считается временным.
Источник: rueconomics.ru